География в слове (на основе ершичской топонимики)

Опубликовано 1 мар 2011 в 16:56
3631 просмотр
33 голоса

Автор статьи: Титова Елена Владимировна, руководитель: Бокатая Валентина Андреевна

Вступление.

Как много заключено в родном Слове! Какой бесценной сокровищницей мы, русские обладаем – родным языком! Прав был Н.В. Гоголь, утверждающий, что каждое русское слово – это подарок, что иное название вещи еще драгоценнее самой вещи.

Все в мире названо словом. И нередко мы не задумываемся, что то или другое наименование несет в себе, как оно возникло, кто и при каких обстоятельствах его придумал.

Мне хотелось бы поговорить о том, как отразилась в Слове география. Не планетарная, даже не общероссийская, а наша ершичская, до боли знакомая. Но все ли мы знаем о происхождении некоторых ершичских селений? Ощущаем ли красоту и мудрость народа, в недрах которого родились названия сел, деревень, рек? Чувствуем ли связь с культурой прошлого? Ведь слово – это и есть воплощение нашей духовной культуры, нашего нравственного богатства.

В последнее время много стали говорить и писать о том, как появилось то или иное географическое название. Издаются и переиздаются специальные словари.

Повышенный интерес к географическим названиям, проявляемый в наше время закономерен. Он обусловлен возросшей потребностью россиян в сохранении своего духовного наследства.

Каждое географическое название – это собственное имя объекта на местности, будь то крупная река или небольшой ее приток, город в целом или отдельная его улица. Стало общепринятым правилом все географические названия именовать топонимами (от греч. топос – «место, местность» и онома – «имя» ), а их совокупность на той или иной территории – топонимией района, области, страны. Существует самостоятельная отрасль знания – топонимика, в задачу которой входит изучение географических названий, выяснение их происхождения и смыслового значения.

Топонимика любой местности – это своеобразная книга, в которой, как сказал поэт Владимир Маяковский,

Каждый дюйм бытия земного профамилен и разыменован.

Вдоль и поперек «профамилена» и «разыменована» и Ершичская земля.

Вот Мглинский большак – это дорога от Рославля до южной деревни Ершичского района Корсики и далее до брянского города Мглин. Сейчас это проселочная дорога, когда-то обсаженная с двух сторон березами. По рассказам предков моих односельчан (рассказы передаются из рода в род) большак этот был связан с именами великих людей России - императрицы Екатерины второй и светлейшего князя Григория Александровича Потемкина – Таврического. Сохранившиеся древние березы будто бы были посажены еще в те екатерининские времена.

На Смоленщине побывали многие известные в истории России лица. Однако предания сохранились далеко не обо всех.

Несколько раз был на Смоленщине Петр 1. О нем были распространены рассказы. Записанные и опубликованные в свое время В.Н. Добровольским, эти рассказы, повествующие о разных эпизодах из жизни царя, лишены, однако, местных примет.

Рассказывают, что 1787 году Екатерина вторая совершила поездку в Екатеринославское наместничество и Таврическую область. Проезжала она через Смоленщину. Видимо, та помпезность, с какой совершалась поездка, и неслыханное обустройство пути следования царицы и вызвали обостренное любопытство крестьян. И как следствие – появление довольно значительного числа преданий. Повод для преданий дали случаи, будто бы происшедшие во время поездки, и слова, произнесенные царицей в том или ином месте. По-видимому, предания большей частью вымышленные, и они возникли уже после путешествия.

В одной деревне, возле винного завода, стояла красивая беседка.

Хозяин завода ее построил. Екатерина вторая, проезжавшая мимо, заинтересовалась постройкой и зашла в беседку. Появился хозяин. Предложил царице двадцатилетней выдержки рябиновой настойки. Настойка понравилась. Царица сказала: «Заеду на обратном пути. Побеседую с тобой». Обратно она ехала другой дорогой. А деревню так и назвали – Беседка.

И опять же по случаю. Ехала Екатерина вторая через деревню и увидела полный беспорядок: на улице возле изб дрова кое-как свалены, разбитые окна, заткнутые тряпьем, поломанные изгороди. «Тут не люди, а дранцы живут!» - сказала царица.

Потом и деревню начали звать Драная.

Но существует и другое толкование смыслового значения в названии деревни Драная. Значение слова деревня неоднозначно понимается в разных концах страны. В одних местах оно обозначает пашню. В этом случае вполне логично выражение «пахать деревню». В ряде мест под деревней подразумевается лес, деревья, лес для построек. На территории Смоленской области это слово производится от основы –дер- или –дор- глагола драть, что придает ему значение «раскорчеванный, расчищенный участок леса».

Интересное расследование провели учащиеся Егоровской школы, они расспросили многих местных жителей и вот что обнаружили.

В старину русские деревни чаще всего назывались по имени или фамилии первых жителей, по названию местности или местных достопримечательностей.

Не секрет, что Смоленщину называли лапотной губернией, ведь главной обувью местных крестьян являлись лапти. Не одну пару лаптей снашивали за год наши предки.

А плели лапти из лыка, для чего обдирали кору с молодых лип.

Недалеко от Ильинщины был лесок, где в изобилии произрастали липы, но так как потребности в лыке были большие, то вскоре все лыко выдрали. Так и произошло название деревни Выдранка.

А поскольку в Выдранке драть было больше нечего люди пошли за лыком за 5 километров. Так на свет появилась деревня - Драная, а в четырех километрах от нее - Лычники.


Живописной представляется легенда о происхождении названия деревне Бояркино, записанная со слов старейшей жительницы Лакеенковой Александры Тимофеевны, 1919 года рождения.

«Давно это было. Забылись уже и имена и фамилии, да и рассказчиков этой истории почти не осталось.

Жил в деревне Бояркино Рославльского уезда барин. Крупным землевладельцем он не был, но и нужды не имел. По какой причине, никто не знает и ведать не ведает, да только решил барин переехать в северную столицу. Продал свое имение и укатил со всем семейством.

Как он там жил и чем занимался, неизвестно. Говорят, что стала ему доставлять большие неприятности дочь своим поведением. И решил он отправить ее куда подальше с глаз долой. Ну, а куда отправить, как не в родные края?

Так и поселилась в пятидесятые годы 19 века Барыня в Ильинищине (ныне деревня Бояркино Ершичского района). И было у нее пять крепостных: Лакеенковы, Пуликовы, Химочкины, Жириковы и Кизиченковы. Фамилии эти и по сей день самые распространенные у нас в деревне.

Да только не зря в народе говориться - «горбатого могила исправит», так и нашу Барыню. Хозяйство вела спустя рукава: любила по гостям разъезжать, да у себя гостей принимать, частенько наведываться в Санкт-Петербург. А на такую жизнь никакого добра не хватит.

Люд говорил, что в начале 20 века Барыня наша разорилась, хлеб не родил, скот мер. Да и усадьба не известно, по какой причине сгорела.

Собралась барыня, да и укатила в столицу. Только в 1914году, в память о батюшкином имении, переименовала она Ильинщину в Бояркино.

А кирпичи от ее дома и сейчас можно выпахать на моей усадьбе, да подруги мои нет- нет, да и назовут меня « Барыня».»

Хочется рассказать о названии уже несуществующей деревни Староселье.

Смысловое значение слова село весьма простое – от глагола селиться, то есть « садиться, располагаться на том или ином месте». От этого термина возникло название Староселье. Как рассказывал Новиков Михаил Константинович, а ему в свое время рассказывал его дедушка Воробьев Афанас Евлампиевич, что деревня Староселье (сейчас это улицы 8 Марта и Первомайская) образовалась раньше села Ершичи.

Село же Ершичи входило в состав Ершичской волости, Рославльского уезда и первого благочиннического округа - Епишевского. Когда оно было основано, точно неизвестно. Можно предположить, что оно существует более трехсот лет. Здесь был проездом император Александр Благословенный, но когда - сведений нет.

Название село получило, видимо, от слова «ерш». Ершей много раньше водилось в реке Ипути, протекающей в этих местах.

По преданию, крестьяне угощали Екатерину вторую жареными ершами.

Название реке Ипуть, как говорит одна из легенд, дала Великая Русская царица Екатерина. Когда люди стали жаловаться царице на то, что дороги совсем плохие в их деревнях, она, показав им на реку, сказала, показав на реку: «Вот вам и путь!» , показав на реку.

Как утверждают ученые, осмысление названия реки затруднено по причине сильной искаженности слова. По мнению В.Н.Топорова и О.Н.Трубачева, оно сближается с балтийской трансформированной основой апе (упу) - « река». Противоположного мнения придерживается В.А.Жучкевич, объясняя этимологию реки от финского хуппу - «прыгать, прыжок».

Загадочным и потаенным выглядит название села Ворга. Как известно, некоторые географические названия появились с развитием кустарных промыслов. Долгие и сложный путь развития прошло производство стекла и посуды. До того как появиться заводу стеклотары в поселке Ворга, на Смоленщине не одно столетие существовали кустарные предприятия, на которых, используя местное и частично привозное сырье (кварцевый песок, мел), варили стекло, а из него выдували предметы домашнего обихода, главным образом посуду. Такие предприятия назывались гутами. В настоящее время это слово почти вышло из употребления. Нынешний поселок Ворга тоже назывался Гута.

Существует такое предание.

Проезжала Екатерина вторая через Мухинское поселение. Карета утопла в грязи. Собрали мужиков ее вытаскивать. А один мужик, пока царица прогуливалась на сухом месте, подлез под карету и вырезал кусок кожи из обивки. Карета была оббита тремя слоями. Мужик то хотел один слой вырезать, да не рассчитал и вырезал все три. Карету вытащили, царица вошла в нее, а ноги и провалились в дыру.

Стали вора искать. Екатерина вторая решила вора определить по глазам его. Стоят мужики, она смотрит в глаза каждому. Один мужик не выдержал, побежал. «Вор!» - крикнула царица. А мужики: « Га?» - где, мол? Царица опять: «Вор!» Мужики: «Га-а?». Так и назвали селение после этого Ворга.

С развитием промыслов связано название Старая Рудня.

Село Старая Рудня входило в состав Ершичской волости Рославльского уезда. Название свое оно получило, скорее всего, оттого, что в древности в его окрестностях добывали железную руду. Трудно определить дату, когда на территории Смоленщины была установлена домница, в которой из местной болотной руды был получен первый кусок железа. Археологические изыскания доказывают, что это могло произойти более двух тысяч лет назад. Связывают название села Рудня с размещением и освоением таких природных ресурсов, как болотная железная руда, и ученый-тополог Б. Махотин, и священник-составитель церковной летописи - Николай Дунетский.

Село Старая Рудня, согласно приходской летописи, существовала уже в шестнадцатом столетии. Предание гласит, что захватчики осквернили и разорили местный храм во время польской интервенции.

Еще одно интересное название встречается в нашем районе Блинные Кучи. Но почему именно так зовут деревню? Говорят, что, проезжая по Смоленщине, Екатерина вторая останавливалась в домах помещиков и была недовольна, что крестьяне в их деревнях живут плохо, голодно. Весть об этом широко распространилась. И вот ехала она в сторону Рославля, увидела одну бедную деревню. Остановилась. Зашла в крайнюю избу. А в ней пахнет блинами. Смотрит, в сите много гречневых блинов, и миска рядом с маслом. Угощать ее стали. Удивилась она. Спросила: «Так это в одной избе такое, в других такого нет?». Решила зайти в другую избу – там тоже блины. В третью зашла – и там блины. И тогда она сказала: Это не деревня, а целые блинные кучи!» А было то всего два решета блинов, и их носили из избы в избу.

Деревню после этого стали называть Блинные Кучи.

Изучая справку из государственного архива Смоленской области, мы узнаем, что деревня Блинные Кучи называется так потому, что окружена насыпными холмами, которые оказались, по исследованию археолога, производившего раскопки в 1885 году, языческими могилами, в коих найдены кости и черепа умерших, а также железные ожерелья и кольца. Холмы приземистые, с плоскими верхами, напоминающими блины. По такой схожести, возможно и было дано название деревни.

Корсики.

Раньше село Корсики именовалось «Разрытое». По преданию, вдали от речного водного пути селились племена кривичей. Из-за заболоченности мест, малопроходимости окрестностей кривичам приходилось продвигаться на рынок водным путем. За это с них взимали высокие подати племена радимичей. Если же кривичи отказывались платить, их топили в реке. Постепенно разрасталась вражда между этими племенами, которая выросла в открытую борьбу. Победив, кривичи все разрушили, сожгли, уничтожили. Так оно и стало именоваться после разорения – Разрытое.

Название свое Корсики получили от фамилии местных земледельцев, дворян шляхтского происхождения Римских-Корсаковых (в книге дворянских родов они именуются как Римские-Корсаки).

Дубровка. Сосонки.

Богатая информация может быть заключена в топонимах «растительного» происхождения. Многие названия деревень донесли до наших дней сведения о типах лесных угодий (например, деревня Дубровка), а также видовом составе древесной растительности - Сосонки.

Пожарь и Жарики.

В названии некоторых деревень запечатлены важные страницы истории родного края. О временах подсечного земледелия и последующего перехода его к более интенсивным и совершенным способам освоения и использования земель говорят названия деревень Пожарь и Жарики.

Буда.

Своему названию Буда обязана «лесным промыслам». Раньше в лесу сооружались легкие сезонные жилища - будные станы, вокруг которых располагались смолокурные и парные печи. О местах размещения бывших будных станов свидетельствуют названия деревень по имени Будище.

Хамовка. ( Ново-Троицкое).

Деревня Ново-Троицкое раньше называлась Хамовка. Из рассказа Горбачевой Ефросиньи Алексеевны 1925 года рождения, уроженки деревни Хамовки мы узнаем, что первым поселился на хуторе некий Хамец, люди называли его Хам. А их книги Бориса Махотина «К живым истокам» мы узнаем, что люди, занимающиеся изготовлением льняного полотна, исстари на Руси назывались хамовниками (от «хам» - льняное полотно). В новгородских берестяных грамотах встречается выражение «хаму 3 локти», датированное четырнадцатым веком. В. Далем в его Толковом словаре приводится пример из смоленских говоров, в которых встречается слово хамунька для обозначения старого изношенного свитка (предположительно льняного, так как лен на Смоленщине считался основной технической культурой для получения волокна).

Слобода.

Еще во время Древней Руси на Смоленской земле появились поселения, пользовавшиеся определенными привилегиями, в том числе, как временное освобождение от уплаты налогов и других повинностей. Временные освобождения и вольности легли в основу названий, широко распространившихся с течением времени, типа селений Слобода или Слободка. Такие названия были распространены по всей России. Очень близки по значению словам свобода волость.

Литвиновка. Лит-Буда.

С 1404 и по 1654 год смоленская земля пережила многократные вторжения польско-литовских войск, следовавшие за ними перемещения границ и длительные периоды оккупации.

Военные походы литовцев и поляков сменялись мирными периодами, в течение которых завоеватели занимались административно-хозяйственной деятельностью. В целях укрепления своего господства на захваченных землях польские и литовские феодалы стремились к организации военных поселений, панских имений, насильственному насаждению католической религии.

Литовское переселенческое движение отражено в названиях многих населенных пунктов: деревни Литвиновка, Буда Литвиновская ( сейчас сокращенно именуется Лит-Буда).

Поляковка.

Польское господство на смоленской земле оставило глубокий след в ее топонимии. Сказалось активное заселение чужеземцами русских имений и земельных угодий, проникновение их языка во все сферы хозяйственной и духовной жизни подвластной территории. Рождение новых топонимов было тесно связано с расслоением населения по социальному положению (паны, шляхта священнослужитель - ксендзы), а также противопоставление людей по национальным признакам (поляки-русские) и религиозным признакам (ляхи-католики и православные). Так появились названия: бывшее польское военное поселение Шляхты, деревня Поляковка.

Ржавец (Аржавец).

Название деревни говорит о зарастании водоема или присутствие возле него болот и заболоченных, ржавых мест.

Кузьмичи.

Поселение получило название, в начале 19 века. Версия названия, скорее всего следующая: в начале столетия в селе имелся винокуренный завод, принадлежащий рославльскому помещику Челищеву. Управляющими были братья Кузьмичи.

- Мужики, куда свеклу везете?
- К Кузьмичам на завод.
- У кого зерна до нового урожая занять можно?
- Да у Кузьмичей избыток, они выручат.

Так и стали называть село - Кузьмичи. Перед въездом в село Кузьмичи лежит огромный валун. На этом камне старинной вязью написано о том, что Кузьмичи пошли от радимичей. А отблески названия нынешнего села мы находим в стихотворении «Кузьмический камень» (В.А.Бокатая)

               Край кузьмичский, прарожденная
               Небольшая сторона,
               Стынь лесов завороженная
               За курганами видна.
               Где красою нерастраченной
               Беседь юркая бежит,
               Древней вязью обозначенный
               Камень памяти лежит…
               Расскажи, седой курган, нам,
               Не в тебе ли погребенные
               Грозной битвою сраженные
               Тимофей, Радим, Кузьма,
               В чьих прозваньях - Русь сама.


Заключение.

Природные и исторические памятники остались нам в наследство от предков, и их дальнейшая судьба определяется нашим к ним отношением. Нет более благородной цели на земле, чем сберегать накопленные поколениями людей материальные и духовные ценности. Это относится и к топонимам как неотъемлемой частице духовной культуры народа.

В своей работе я попыталась отразить красоту только некоторых географических наименований моей малой Родины. Красота их рождена, как видно, чудесной вязью легенд и преданий, которые родились и на основе былей, и пылким воображением наших предков. Но так или иначе, важно другое: слово(в данном случае географическое название) рождалось не случайно. Каждое название села, деревни речки, улицы воплощает в себе и мир природы, и мир людей.

Предки наши были любознательны, находчивы, мечтательны. Эти черты Ершичского народа и нашли свое отражение в словах, представляющих нашу местную географию. Кто знает, ступала ли нога русской императрицы по здешним дорогам, но ершичане не прочь были «заставить» Екатерину Великую проехаться по ним да и связать с этим событием и Блинные Кучи, и Драную, и Беседку, и саму красавицу Ипуть. А слова живут и будут жить, пока мы, современники, будем хранить Родное Слово.

Список использованной литературы
1.Архивные документы из фонда И.И.Орловского.
2.Исаченков А.Н. Версия названия села Кузьмичи, (реферат) – 2002.
3.Краеведческая работа учащихся Егоровской школы под руководством В.В.Лакеенковой.
4.Кошелев Я.Р. «Народное творчество Смоленщины».Издательство «Смядынь»,1997.
5.Махотин Борис «К живым истокам». Издательство « Московский рабочий»,1989.
6.Иеромонах Рафаил (Ивочкин) «Рославльская земля. Православные храмы». Издательство «Свиток»,2004.
7. Стукалов А.Е. «Край мой Смоленский». Издательство «Смядынь»,1995.
8.Томиков Н. «Легенды реки Ипуть», (реферат) – 2005.
9. Шелепаева Светлана «Легенда деревни Бояркино», (реферат) – 2005.