Храм родного села

Опубликовано 3 мар 2011 в 12:00
6001 просмотр
77 голосов

Кокашинская Тамара Николаевна, Лапина Евгения Сергеевна, Титова Елена Владимировна

Участники экспедиции:
Лапина Евгения Сергеевна
Титова Елена Владимировна

Руководитель экспедиции:
Кокашинская Тамара Николаевна

Компьютерная обработка материалов:
Орлова Светлана Ивановна
«Самый южный на карте Смоленщины
Край, в который я с детства влюблён
Мне здесь жить и работать завещано
Отдалённый лесной район…..»


Живя, работая и учась в определённой местности невозможно не прикоснуться к историческим корням каждого места. Можно узнавать историю своего дома, улицы, села. В настоящее время многие населённые пункты исчезают бесследно, оставаясь в памяти их жителей. Вместе с ними исчезают и последние исторические сведения. В тех же местах где населённые пункты укрупняются, входят в состав новых образований всё же теряется, часто многовековая история именно этих деревень, сёл, улиц. Так произошло и в нашем посёлке.

Село наше получило своё название от рыбы ёрш, когда-то в изобилии водившейся в реке, которая протекает через наш район и в частности через наше село. В народе бытует предание о том, что в период своего правления здесь проезжала Великая Екатерина II и жители села угощали её ухой из ершей. Великая царица нарекла наше местечко Ершичами. ( Ударение на первый слог) В названиях многих населённых пунктов нашего района можно слышать яко бы волю Великой царицы: Блинные Кучи, Бесёдка, Драная, Ворга, Сосонки и так далее. Такие предания можно услышать во многих уголках огромной России. Это наиболее доступный пласт местных исторических сведений, часто совершенно документально не подтверждённых, но бережно хранимых народной памятью и передаваемых из поколения в поколение. Этой проблеме посвятила свою исследовательскую работу Титова Елена. Одной из форм сбора материала в её работе стала беседа с коренными жителями села.

В процессе бесед Елена выяснила, что село наше как бы сложилось из отдельных частей, которые когда-то были самостоятельными поселениями. Так улицы Первомайская и 8ое Марта

составляли деревню Староселье, есть в посёлке часть, которая раньше называлась деревней Танино, а то место, на котором когда-то стоял дом помещика – это теперь самый центр нашего посёлка. Там на площади расположена церковь.

Одной из собеседниц Елены стала Панкова Лидия Стефановна. Она проживает на улице Первомайская. Разговаривая на тему работы Елены, Лидия Стефановна упомянула о том, что жители деревни Староселья всегда посещали храм в деревне Рудня. Эта деревня расположена на расстоянии 5 километров от нашего села. Лидия Стефановна - бабушка, Лапиной Евгении, часто разговаривая со своим мужем, они упоминали храм деревни Рудня, услышав об этом в очередной раз, Женя заинтересовалась, почему же люди ходили в храм в другую деревню, а в нашем селе, что же церкви вообще не было?

Руководитель работы, Кокашинская Тамара Николаевна, то же живёт на улице 8ое Марта. Несколько лет назад умер наш сосед, был он, что называется хозяин за всю деревню, семья его жила в достатке, всякое дело у него ладилось и дом крепкий, и постройки всегда отремонтированы, всякий хозяйственный инструмент можно найти, большое хозяйство держали они со своей женой, разводил он всегда пчёл, был пчеловодом. Постепенно состарился человек, случился инфаркт сердца, здоровье стало подводить, попросил он свою жену, чтобы после смерти похоронила она его на кладбище деревни Рудня. Воля покойного была выполнена. Почему опять Рудня?

Из своего детства я хорошо помню рассказы бабушки о том, как ходили всегда они в церковь деревни Рудня. О том, что там похоронены её мать, отец. Но почему все говорят о храме в другом месте, ведь сейчас это умирающая деревня, там осталось всего несколько жилых домов, да ещё летом приезжают на сезон дачники из ближнего города Рославля.

Вот так и получилось, что все втроём мы заинтересовались одной проблемой: существовал ли храм в нашем селе, и где он находился. Почему все наши близкие родственники вспоминают соседнюю деревню? Живём мы все рядом друг с другом, раньше это была деревня Староселье.

Это было начало нашей проблемно-поисковой экспедиции «Храм родного села».

Лапина Евгения Сергеевна ученица 9 «А» класса МОУ Ершичская средняя общеобразовательная школа
Лапина Евгения Сергеевна ученица 9 «А» класса МОУ Ершичская средняя общеобразовательная школа
Титова Елена Владимировна, ученица 9 «Б» класса МОУ Ершичская средняя общеобразовательная школа
Титова Елена Владимировна, ученица 9 «Б» класса МОУ Ершичская средняя общеобразовательная школа
МОУ Ершичская средняя общеобразовательная школа
МОУ Ершичская средняя общеобразовательная школа
с. Ершичи, улица 8 Марта
с. Ершичи, улица 8 Марта


По территории нашей страны протекают огромные полноводные реки. Их знают не только в России, но и в других странах мира. Они широки и глубоки. Но каждая большая река, рождается из множества маленьких речушек. Так же и история огромного государства складывается из истории отдельных мест, территорий. Наше государство имеет федеративное устройство. А история в целом государства Российского складывается из исторического наследия отдельных субъектов федерации. Если историю целого государства мы изучаем в большом объёме, знаем исторические вехи страны, то очень мало сведений сохранилось о малых уголках нашей Родины. Всё чаще мы возвращаемся к своим истокам, изучаем прошлое своих сёл и деревень.

Наш район один из малых в территориальном делении Смоленской области. Когда-то он входил то в Брянский уезд, то в Рославльский еузд, то в Шумячский район. Не много сохранилось документальных свидетельств о прошлом нашего села, а ведь это наша связь с прошлым, связь с нашими предками.

Как и другие регионы Смоленщина внесла свой вклад в историю государства Российского, малая частица в этом есть и нашего района. Одним из источников, согласно которым мы можем изучать историю своих сёл, являются церковно-приходские летописи.

«В Государственном архиве Смоленской области имеется комплекс церковных документов, по форме напоминающих упомянутые летописи, но, по сути, летописями не являющихся. Это письма священников Смоленской епархии с описанием их приходов к Ивану Ивановичу Орловскому, составившие личный фонд этого историка… Документы фонда ценны ещё тем, что многие сёла и храмы, упоминаемые в них до наших дней не дошли». Так случилось и с храмом нашего села. Большинство жителей нашего посёлка, даже не знают, что в селе когда-то была большая церковь. Благодаря записям из фонда И.И.Орловского мы можем узнать некоторые события и факты того времени.

«В 1903 году у Орловского возникла мысль – составить подробное описание Смоленской губернии. Дело в том, что в 1903 году исполнилось 125 лет со времени окончательного определения границ Смоленской епархии (1778). Краевед считал важным «отметить этот год изданием подробного историко-географического описания сел и приходов Смоленской епархии». К тому времени в Смоленской епархии уже имелись издания, выпускаемые в виде отдельных справочных книжек и церковно-приходских календарей. Были опубликованы книги Н.В. Трофимовского «Историко-статистическое описание Смоленской епархии» (Санкт-Петербург, 1864) и священника А.В. Санковского «Краткое описание церквей Смоленской епархии» (Смоленск, 1898). Данных публикаций было явно недостаточно для составления цельного представления об истории епархии. Так как Иван Иванович был тесно связан с епархиальным духовенством, то решил обратиться к священнослужителям с рядом вопросов. Составив программу сведений, Орловский напечатал ее в епархиальных ведомостях и вскоре стал получать ответы на свою анкету. Он назвал их «листками».

Орловского интересовали «курганы, городки, валы, урочища, церковища и другие остатки старины, и исторические места в данной местности» с описанием «вида этих мест, раскопок, в них проводившихся, преданий и рассказов, с ними связанных и т.п.».

Кроме того, в анкету Орловский включил вопросы: «1.Название прихода, села, волости. Тождественные названия села и объяснение их. Расстояние от города, волости, железной дороги, соседних сел. Почтовый адрес. Число домов в селе и жителей, общественные здания. Состав жителей села. 2. Величина прихода в десятинах и протяженность его в верстах. Число деревень и отдельных поселений. Выдающиеся в историческом, географическом и других отношениях, название деревень, урочищ и других местностей и объяснение происхождения этих названий. 3. Поверхность прихода: холмы, горы, долины …Попадаются ли окаменелости и кости допотопных животных? 4.Реки и их притоки, замечательные ручьи, источники, озера, болота, «мхи», «окна», бездонные озера и болота, ключи, колодцы (святые, минеральные, «гремучие»). 5. Особенности растительного и животного мира (выдающиеся виды). 6. Население …Состав населения – племенной, сословный и вероисповедный …Выдающиеся местные деятели и влиятельные лица. 7. Занятия жителей: земледелие, льноводство, огородничество и т.д. Выдающиеся хозяйства, помещичьи и крестьянские. Конные заводы, сыроварни, опытные станции и поля, сельскохозяйственные школы и другие учреждения. 8. Кустарные или местные промыслы в подспорье хозяйству. 9. Отхожие промыслы. Места отхода и род занятий. 10. Торговля. Ярмарки и базары и другие способы сбыта местных произведений. Коробейники, прасолы, скупщики. Торговые заведения. 11. Фабрики и заводы. 12. Благосостояние жителей …Кулачество, нищенство … Общества взаимопомощи (пожарные, страховые и др.). 13. Народное здравие. 14. Народная нравственность. Примеры благочестия, подвижничества и благотворительности. Выдающиеся преступления. Пьянство и меры борьбы с ним. Преступные профессии. 15. Народное образование … Библиотеки, школьные, публичные и частные чтения, школьные хоры, народные спектакли. Отношение населения к школе. 16. История села, храма и прихода с основания до последнего времени. Исторические события и лица, имеющие связь с селом и приходом. 17. Памятники старины: храмы, часовни, здания, урочища, развалины, курганы, могилы, клады, исторические местности. Памятники, кресты, камни, каменные бабы и другие изваяния. Исторические деревья, колодцы, дороги, перевозы, волоки и др. 18. Старинные вещи в приходе и связанные с ними предания. Находимые клады, оружие. Документы, грамоты, книги, записки, надписи и другие письменные памятники, хранящиеся у частных лиц. 19. Существующий храм. Описание его наружного и внутреннего устройства. Ризница, архив, библиотека, редкие и ценные священные сосуды и утварь. Иконостас, замечательные иконы (старинные, художественные, оригинальные, чудотворные – описание и история их). Виды городов и надписи на иконах. Крестные ходы, местные праздники и особенности церковных и приходских служб. 20. Церковно-приходское попечительство. 21. Церковные земли …История и современное состояние. 22. Религиозность прихода. Раскол и секты: история и состояние. Молельни. Деятели раскола и сектантства. Отношение к православным и обратно. 23. Этнографические особенности прихода в прошлом и настоящем. Черты быта, нравов, обычаев, языка, народной словесности; суеверия и остатки верований и обрядов. Народные праздники. «Свеча». Приметы и гадания. Колдуны и ворожеи. Правовые воззрения и явления. Остатки родового быта. 24. Причт в прошлом и настоящем. Вдовы и сироты духовенства. Выдающиеся лица из местных уроженцев духовного сословия; их деятельность и судьба. 25. Имеется ли летопись села, где и когда она напечатана. Не было ли в общей печати описаний села и статей по разным вопросам местной истории и жизни?».

Ответ на анкету И.И.Орловского в 1903 году составил настоятель Ершичского храма Михаил Зубакин. К сожалению, он не полностью ответил на вопросы краеведа, вот часть тех материалов, которые сохранились в фонде И.И.Орловского о нашем селе.

«В селе 36 домов, из них: 5 домов духовенства, 1 дом еврейский, 2 мещанских, а остальные крестьянские. Жителей мужского пола 112, а женского 106 душ. В приходе имеется всей земли владельческой и крестьянской 12782 десятин на протяжении в длину 15 вёрст, а в ширину 17 вёрст. Владельческих хуторов 5: 2 хутора Михайловское, Благодать, Гати и Александровское. Деревень кроме села Ершичи 15: Кузеневка, Лычник, Драное, Егоровка, Стаи, Сосонки, Блинные кучи, Высокая Слобода, Ломня, Березуга, Жуковка, Ржавец, Замощье, Медвёдовка и Барановка.

Жителей в приходе 3600 душ обоего пола, из них мужского пола 1820, а женского 1780 душ. В том числе малолетних до 7-ми лет, мальчиков 270, а девочек 280. По сословиям: духовных 17 душ, дворян 4 души, мещан 115 душ, поляков 8 душ, евреев 13 душ, а остальные крестьяне. Из них ревизских душ 867. Крестьяне все великорусы, православного вероисповедания.

Школ в приходе 9, из них одна земская и 8 школ грамоты, каждая из них имеет особое помещение – собственное. Земская школа имеет порядочную библиотеку, для внеклассного чтения, а в школах грамоты ощущается большой недостаток книг для чтения. Всех учащихся в 9 школах 260 мальчиков и 50 девочек. Число детей школьного возраста до 500 человек, но все не учатся по бедности родителей, хотя родители и желают учить детей.

Когда и кем устроен был первый храм неизвестно. Как видно из описи церковного имущества, он был деревянный с двумя престолами: главный во имя святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, а предельный во имя Святого Великомученика Иоанна Воина. Храм был обширный, форму имел крестообразную, вокруг храма была крытая на колоннах галерея. В 1857 году старанием помещицы Натальи Бердяевой устроен ныне существующий храм, а старый по ветхости разобран. Настоящий храм деревянный на каменном фундаменте, вначале был устроен в виде корабля, но в 1891 году был расширен боковыми пристройками и получил вид креста. Крыша железная, снаружи и внутри окрашен масляной краской. Вокруг храма деревянная ограда и около ворот к большой дороге часовня. Ризница и сосуды храма приличные.

Церковно-приходское попечительство существует с 1897 года, главная деятельность коего – украшение храма, устройство школ и их обеспечение.

Земли церковной 36 десятин, из них 4 десятины усадебной, 9 луговой, 23 десятины под зарослями и пахотной. Земля почти причтом не пашется, так как очень песчаная и находится от села в 2 ½ верстах. Кем и когда она отведена причту не известно, так как не имеется никаких документов или плана.

О причте в прошлом мало известно, так как клировые ведомости хранятся только лишь с 1857 года. Метрические книги хранятся с 1803 года. Из коих по подписям видно, что причт до настоящего времени был в таком порядке:

               Состав причта в 1803-1903 г.г.

Священники:
1.Евфимий Митрофанов (1803-1806)
2. Илья Кутузов (1806-1810)
3. Дмитрий Шупинский (1810-1805)
4. Матвей Герасимов (1815-1818)
5. Петр Кутузов (1818-1836)
6. Сергий Семёновский (1836-1842)
7. Михаил Щукин (1842-1849)
8. Александр Иванов(1849-1850)
9.Евлампий Виноградский(1850-1863)
10. Василий Четыркин(1863-1867)
11. Григорий Малышкин (1867-1872)
12. Афанасий Дюков (1872-1874)
13. Дмитрий Юденич(1874-1880)
14.Михаил Зубакин (1880-1903-??)

Дьяконы:
1.Георгий Лебедев (1808-1825)
2.Иоанн Лебедев (1825-1836)
3.Михаил Барсов (1836-1846)
4.Николай Алмазов (1846-1875)1875-1890 – вакансия.
5. Николай Станкевич (1890-1894)
6.Тимофей Леонович (1894-1896)
7.Иоанн Сергиевский (1896-1903)

Дьячки:
1. Егор Лебедев (1803-1808)
2.Пётр Кутузов (1808-1818)
3.Александр Белавенцев (1818-1847)
4.Николай Сильницкий (1847-1898)
5.Матвей Задувайло (1898-1903)

Пономари:
1. Дмитрий Богданович (1804-1844)
2.Иоанн Богданович (1844-1882)
3.Пётр Четыркин (1882-1896)

Когда основано село Ершичи и когда устроился первый храм неизвестно, нужно полагать, что оно существует около 200 лет, и до начала этого столетия принадлежало к Брянскому уезду, что видно из некоторых документов церковного архива. Неизвестно когда, село Ершичи и храм осчастливил своим посещением Государь Александр Благословенный.

Название своё село получило, как говорят, от слова ёрш – рыба, которой было много в реке Ипути, протекающей около села. Народное предание говорит, что лет за 150 назад в Ершичах было всего три двора крестьян и дома причта, а затем появился и помещичий дом Лайкевича. Лайкевич и его семейство благотворили храму, так в 1808 году им и его братьями пожертвовано большое напрестольное Евангелие с серебряной вызолоченной доской, серебряный патир, дискос, лжицу и тарелочки, стоимостью 500 рублей, им же пожертвована серебряная риза на икону святого Великомученика Иоанна Воина в 1½ аршина длины и ¾ аршина ширины».

Таким образом, определённые сведения мы можем почерпнуть из документов фонда И.И. Орловского, так называемого «листка», автором которого является настоятель прихода Ершичской церкви священник Михаил Зубакин, датирована летопись 24 декабря 1903 года.

Копию этого документа нам подарил Иеромонах Рафаил, ксерокопию летописи прилагаем к работе.

















Все сведения о Фонде И.И.Орловского нам предоставил Иеромонах Рафаил (Ивочкин Д.А.), насельник Рославльского Спасо-Преображенского мужского монастыря, член Союза краеведов России, дипломант Макариевского фонда 2005 года. На основании изученных архивных документов издана книга «Рославльская земля. Православные храмы», её автором является Иеромонах Рафаил.





В этой книге есть статья, посвящённая храму села Ершичи в прошлом и настоящем. Так же мы использовали выдержки из статьи Иеромонаха Рафаила «Фонд Ивана Ивановича Орловского как источник Русской Православной Церкви».

На память о нашей беседе Иеромонах Рафаил подарил нам фотографию. На ней он в первом ряду, второй.





Следующим этапом нашей работы стал сбор материалов в воспоминаниях коренных жителей посёлка о храме. Неужели никто ничего не помнит? Нужно было поговорить с теми людьми, кто родился в конце 20-х, начале 30-х. годов. Нашими собеседниками стали Гарченков Иван Васильевич, Василькова Ефросинья Сергеевна.

Воспоминания Гарченкова Ивана Васильевича,
1930 года рождения.

Помнит, что церковь сгорела, при пожаре женщины выносили из огня иконы и уносили домой. Здание было большое, колокольня была вместе с основным зданием, вокруг был липник и высокая железная ограда. В ограде было много надгробных плит, камней. Здесь хоронили служителей церкви, а всех остальных хоронили на кладбище за посёлком. Надгробные камни лежали на своих местах ещё после войны. Последний камень увезли с этого места в 70-х годах.

Так же помнит Иван Васильевич, что на этом месте была школа животноводов и механизаторов, клуб, где кино показывали, помнит, как ходил туда с отцом смотреть кино. Так же где-то на территории храма был склеп. На крышке было написано, что здесь покоится дочь полковника. Во время закрытия церкви, склеп вскрыли и мумию достали. Дети играли с ней, а потом куда делась мумия, никто не помнит.



Воспоминания Васильковой Ефросиньи Сергеевны.

Действующая церковь была в селе до 1936 года. В 1936 году в феврале церковь сгорела. По воспоминаниям жителей, горела церковь тихо, словно свеча. До 1934 года в церкви постоянно шли службы. В 1934 году пришёл приказ на милицию о том, что бы все иконы были свезены из церкви и сожжены в печи крахмального завода. Привозили их туда на милицейских подводах, руководил этим мероприятием участковый. Те иконы, которые не умещались в топку печи, разбивали на более мелкие части.

В 1931-1932 году со звонницы были сняты все колокола на переплавку, так как страна готовилась к войне. После этого года служба в церкви шла без колокольного звона.

Служили в церкви постоянные священники, последний священник вёл службы в нашей церкви на протяжении последних 30 лет, местные жители говорят о том, что он был и похоронен где-то в нашем посёлке. В 1934 году был арестован дьячок церкви. К сожалению, не сохранилось его имя, но по прозвищу он был Малышка, то ли он был маленький ростом, то ли просто так его прозвали. Больше о нём никто ничего не знает. В 60-е годы в наше село приезжали две его дочки. Семья дьячка была бедная. Как и все остальные дети деревни - бегали они босиком, раздетые, голодные.

Священнослужители жили напротив церкви, через дорогу. Рядом стояли дом попа и дом дьячка.

После полного закрытия церкви в этих домах находились нарсуд, а в доме дьякона – прокуратура. При освобождении села во время войны оба здания сгорели. Около дома попа был колодец, глубиною приблизительно около 40 метров и звали его «поповский колодец».

В Ершичский приход входили деревни: Слобода, Блинные Кучи, Ломня, Березуга, Сосонки, Замощье, Ершичи, Танино, Егоровка, Скоторж, Бояркино, Лычники.

Жители этих деревень обязаны были ходить именно в Ершичскую церковь, в этот приход.

Согласно записям в летописи на север от села находилось село Старая Рудня в 4-х верстах. В этом селе находилась большая церковь. В приход Руднянской церкви входили деревни: Макаровка, Половитня, Поляковка, Заря, Староселье. Жители этих деревень должны были ходить в церковь деревни Рудня.

В настоящее время деревни Староселье уже не существует, так как она превратилась в улицы посёлка Ершичи. Это улицы 8е Марта и улица Первомайская. Хотя название деревни всё ещё живет в народном разговоре. Часто говорят: «Я со Староселья», значит, человек живёт на одной из этих улиц. Деревня Танино сохранила своё название в территориальном делении посёлка, как его часть.

По этому поводу в народе была притча. Когда звонил звонарь на колокольне Ершичской церкви, получалась мелодия и под неё в народе сложили слова:

«Блин-цы, Дран-цы, Скоторжан-цы

К нам-м-м-м-м, к нам-м-м-м-м».

Так как эти деревни расположены на большом расстоянии от села Ершичи, чем Староселье и другие ближние деревни, а ходить должны были люди каждый в свой приход.

Ершичская церковь стояла на главной проезжей дороге села – Мглинском тракте. Это дорога от Рославля до Брянского города Мглин. Церковь имела форму корабля. Вход в неё был со стороны дороги, входные ворота открывались прямо на дорогу.

Сразу было крыльцо храма – паперть, далее находилась прихожая для некрещеных, потом располагался зал, где стояли верующие, затем находился алтарь. Так же в середине церкви были два клироса – женский и мужской, так как в церкви существовало два хора. На алтаре находились все иконы положенные по церковному уставу. Большинство их были деревянные, отделанные золотом. Так же купол церкви был отделан золотом. Сама же церковь была вся деревянная. При входе на церковный двор слева, сразу за воротами, стояла деревянная часовня, 8-ми угольной формы. После полного закрытия церкви её перевезли в МТС, где она стояла до 50-х годов. В 50-е годы при сильном пожаре она сгорела.

Справа за воротами находилась церковная хатка для говеющих. Где можно было переночевать. Хатка эта топилась, в ней проходил обряд крещения. После закрытия церкви в ней находился сельский совет, при отступлении в 1943 году, немцы её сожгли, как и большую часть села.

Так как это место было освещённое, то здесь находилось и кладбище, на нём хоронили священнослужителей. А остальных жителей села хоронили на краю деревни. Место этого кладбища сохранилось до сих пор.

У церкви были и земельные наделы. Пахотная земля находилась по левой стороне Мглинского тракта от церкви до деревни Сосонки. А луговые земли располагались за рекой Ипуть. Если перейти мост от центра нашего поселка в сторону деревни Егоровка, то на левую сторону начинаются церковные луга. Тянутся они до речки Боровички, перерыты они канавами, ручейками. Земля - неудобье.



После пожара на церковном месте от организации МТС было построено новое двух этажное здание. В нём устроили школу РКШ, где учили счетоводов, председателей колхозов. (Во время войны в этом здании немцы устроили детский сад. В него брали детей достойных родителей. А потом перевезли это строение на место нынешнего магазина «Карида», там во время оккупации было карательное учреждение.).



На месте церкви после освобождения построен дом силами опять же МТС, общежитие для женщин-трактористов, которые работали в МТС. Потом там был нарсуд, детский сад».



По воспоминаниям сторожа нарсуда, находясь на дежурстве, ей всегда слышалось церковное пение, казалось, что кто-то тянет её за полы полушубка. На дежурство она старалась взять с собой свою племянницу или посылала мужа. Однажды племянница пришла в это здание, посидеть со своим молодым человеком. Уселись они на скамейки перед окном и долго смотрели в окно, разговаривали, а потом замолчали оба. Вдруг чётко слышат, как открывается дверь, слышатся медленные шаги, кто-то зацепился за скамейку, прошёл через помещение, где сидели молодые люди, и потом всё затихло. Они вскочили со скамеек, подбежали к двери, ожидая найти её открытой, а дверь закрыта на ключ изнутри, открыв дверь и выбежав на улицу, держали дверь плечом, думая, что кто-то выйдет из здания, но внутри установилась полная тишина. Так вот долгие годы люди помнили о существовании церкви в селе.

Дом, который был построен после войны, сохранился до наших дней.


То, что церкви не было в 1938 году в селе Ершичи, может свидетельствовать ещё один документ.
ГАСО, Ф. 2361,Оп.1, Д.67. 1938 г. стр.71-73.
«Книга учета церквей по Смоленской области. (Составлена 1.12.1938 года. Окончена 1938 год)» Здесь указаны все церкви, которые ещё существовали на 1938 год в нашем районе и были закрыты решением облисполкома.

Ершичский район.
С. Прыща. Решение облисполкома №2330, 1937 год.
С. Сукромля. Решение облисполкома №1846/29, 1937 год.
С. Кузьмичи. Решение облисполкома №3795 от 30 декабря 1940 года, под культцели.
С. Корсики. Решение облисполкома №750 от 9 апреля 1939 года.
С. Краснозаборье. Решение облисполкома №2006 от 3 июня 1941 года, под культцели.
С. Максимково. Решение облисполкома №2199 от 12 июля 1940 года, под культцели.
С. Рудня. Решение облисполкома № 2200 от 12 июля 1940 года, под культцели.
С. М.Корсики. Решение облисполкома 31990, 1931 год, КООПИНСОЮЗ (так в тексте).

Престольным праздником нашей церкви является праздник святых Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, который в народе называют Сретение.

Сретение, что в переводе на русский язык означает «встреча», православная церковь отмечает на 40-й день после Рождества Христова. Согласно ветхозаветному обычаю, Мария принесла сына-первенца в Иерусалимский храм, чтобы представить его перед Богом и исполнить обряд очищения.

В те времена при Иерусалиме при храме жил старец Симеон, учёный-книжник, переводивший Священное писание на греческий язык. Однажды, читая книгу пророчеств Исаии, он усомнился в правильности написания следующий строки: «Сам Господь даст Вам знамение, и Дева примет и родит Сына Его». Симеон решил, что в текст вкралась досадная ошибка, и хотел исправить слово «Дева» на слово «жена». Но тут, согласно преданию, перед старцем явился ангел и произнёс: «Имей веру в написанные слова и сам убедишься, что они исполняться, обо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, который родится от Чистой и Непорочной Девы».

Прожив на земле триста шестьдесят лет, Симеон смог убедиться в правдивости всего, сказанного ему когда-то. Однажды в храме он встретился с Богоматерью, зачавшей и родившей сына «в чистоте и непорочности». Симеон взял на руки младенца, обрадовался и произнёс слова, которые до сих пор произносят как молитву: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовил перед лицом всех народов….. А пророчица Анна «подойдя, славила Господа и говорила о младенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме»

Итак, по церковным канонам, Сретение – это встреча последних праведников Ветхого Завета – Симеона и Анны – с носителем нового Завета Иисусом Христом.

В народном сознании этот праздник понимался ещё и как встреча зимы и весны. Но, как известно, Покров незима, Сретение – не лето. В феврале погода любит щеголять сюрпризами: погожие деньки с метелями и морозами чередуются. Хотя, если на Сретение оттепель своё брала, весну ожидали раннюю и солнечную. Сретенская капель предвещала хороший урожай пшеницы, снежная пороша заставляла думать о раннем севе овса, а ветер гарантировал плодородие фруктовых деревьев. По погоде этого дня и об урожае трав судили, для чего бросали поперёк дороги палку и наблюдали: если заметёт её снегом – значит, корма скоту до первого выгона может не хватить, а травы весной будут дороги.

А ещё на Сретение принято было племенных птиц овсом закармливать, чтобы летом и осенью лучше неслись.

Говоря об обычаях и приметах праздника Сретения Господня, было бы не справедливо не упомянуть и том, что по времени он совпадал с древним славянским обрядом почитания огня, так называемым языческим праздником Громницы. Когда-то в этот день наши предки разжигали у дорог за околицами грандиозные костры. Просуществовав до 19 века, этот обряд сменился на другой. Теперь на Сретение полагалось изготовлять огромную общественную свечу. Её крутили из воска, собранного с восьми-десяти крестьянских дворов. Большую свечу хранили поочерёдно в каждом из этих домов до какого-нибудь обетного праздника: Николы зимнего, Флора и Лавра и т.д. На торжественную церемонию обязательно приглашался священник, который зажигал общественную свечу и служил молебен для всей деревни.

По обычаю, ежегодно сретенскую или громничную, свечу принято было восстанавливать, наращивая её новым воском. Когда вес свечи достигал пуда (16 кг), свечу передавали на хранение в церковь, а для личного пользования крестьяне оставляли себе небольшие сретенские свечи, хранившиеся за божницей. По заветным свечкам нередко гадали о будущем, особенно этим увлекались старики. За обедней они примечали: у кого первого погаснет свеча, тот первым уйдёт в мир иной. У кого при выходе из церкви на пути домой не потухнет огонь, а еще, если на руку воск упадёт тремя каплями, тому в наступившем году счастье будет. Для того чтобы всё это сбылось, пришедшие домой огнём громницы подпаливали себе вдоль и поперёк волосы. Говорили, что громовой огонь может от болезней уберечь. Погашенную свечу обязательно разламывали и раскладывали в хлевах, чтобы спасти скотину от мора.

Народ верил в чудесную силу сретенских свечей. Когда начиналась весенняя страда, свечу брали с собой на поля. Считалось, что она способна хранить в неприкосновенности зреющие хлеба, сберечь от дурного глаза урожай. Сретенскую свечу использовали и в похоронном обряде. Люди искренне верили, что пламя маленькой свечки поможет душе умершего отыскать правильную дорогу на пути загробных мытарств и хождения по мукам.

15 февраля – Сретение Господа нашего Иисуса Христа.

По древнеиудейскому обычаю, на сороковой день после рождения мальчика-первенца мать должна была принести его в храм, для того чтобы посвятить ребёнка Богу. В Иерусалимском храме Марию встретили праведные Симеон и Анна. В память об этой встрече (сретении) и установлен праздник.

Сретение. По народным приметам, Сретение является границей между зимой и весной. Примечали: если проглянет солнце сквозь тучи – к теплу, наступят сретенские оттепели, а не проглянет – жди строгих морозов. Если на Сретение петух напьётся воды, то наберётся пахарь беды: зима будет ещё долго. Впервые появляются кучевые облака. Тихий день предвещает худую и гнилую весну.

16 февраля – день праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, пророка Азарии.

Симеон и Анна - расчинай починки. Симеон и Анна сбрую чинят. Начинается пора ремонта и подготовки к весне полевого инвентаря – телег, конской сбруи, упряжи. В этот день варится семейная саломота – дорогое и лакомое блюдо. Считается, что домовой ночью заезжает лошадей. Чтобы этого избежать, на шею лошадей привязывали кнут, рукавицы, онучи – домовой не смеет дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин. Примечали: рыба в этот день берётся хорошо.

О том, что храм был действительно перестроен, сохранились документы в САГО. Это протокол №19 Смоленского Губернского Правления, от 30 января 1891 года. В которых содержится просьба о перестройке храма села Ершичи. Где Губернатор написал «утверждаю». Так же есть и вид будущей церкви. Боковой Фасад. Архитектора Мейшера. Ксерокопии документов прилагаем к работе.







«При храме с 1897 года действовало церковно-приходское попечительство, главная деятельность которого заключалась в убранстве церкви, устройстве и обеспечении школ. В 1902 году попечительство передало на ремонт храма 200 рублей». ( Цитата из книги «Рославльский уезд. Православные храмы».)

В настоящее время здание действующего храма находится на другом месте. В начале 1990-х годов по просьбам верующих в селе был открыт молитвенный дом. Он был освещён во имя святого Симеона Богоприимца. Молитвенный дом располагался именно в том доме, который был построен на месте сгоревшей церкви, рядом с кладбищем священнослужителей. Так на некоторое, хотя очень непродолжительное время, наша церковь вернулась на своё историческое место.

В этой хатке находился молитвенный дом в начале 1990-х годов
В этой хатке находился молитвенный дом в начале 1990-х годов

Публикация в районной газете «Нива» за 11 февраля 1994 года


В 2000 году на новом месте митрополит Кирилл освятил храм, ему вернули историческое имя – в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Новый храм располагается в самом центре нашего посёлка, на центральной площади. Здесь вместе соединяются главные дороги, связывающие наше село с остальным миром. Одной из главных дорог для села всегда являлся Мглинский тракт (большак). Ворота старого храма открывались на эту дорогу, спустя много десятилетий новый храм находится вдоль исторической дороги села, встречая и провожая всех проезжающих через наше село. Любой желающий, может войти в церковь.



А о старом храме помнят лишь несколько жителей села. Всю жизнь рядом с этим местом прожила учитель нашей школы Полякова Мария Ивановна, её мама и её тётя. Мария Ивановна никогда не ест никаких угощений с огородов своих соседей, а её мать помнила всю жизнь о том, что рядом с домом когда-то стояла красавица-церковь.

Вернуть старое духовное значение новой церкви попытались в 2000 году. В селе было освещено здание храма митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. На знаменательном событии присутствовало почти все население села, священнослужители из соседних приходов, духовенство из Смоленского кафедрального собора
Публикация в районной газете «Нива» за ноябрь 2000 года

На месте территории старого храма сохранился только один из вязов, которые вместе с липами когда-то располагались по периметру храма.



Напротив старого вяза ещё одно умирающее дерево, свидетель жизни старой церкви. Это северная сторона церковного двора.

На том месте, где находилось само здание храма, построен жилой дом.
На месте кладбища священнослужителей находятся приусадебные участки


Используемые материалы

1. Иеромонах Рафаил, Рославльская земля: Православные храмы. Смоленск, 2004 г.
2. Архивные документы из ГАСО, любезно предоставлены Иеромонахом Рафаилом.
3. Воспоминания жителей села.

                              Белая церковь.
               Белая церковь как чистая совесть –
               Тонкий и гордый контур креста,
               Рук бескорыстных тихая болесть –
               В русские души на век принята.
               Робко на нас, приходящих, взирает
               Тайною страстью оконных глазниц.
               И сомневается, и вопрошает:
               «К небу стремимся, иль падаем ниц?»
               Белая церковь, свежие сходни,
               В центре селенья, у всех на виду…
               Ведомы ль нам её силы господни?
               Все ли дороги к храму ведут?
               Что не суетно, не сходу, не наспех,
               Веру приемля, жить не по лжи,
               Руки – к Восходу открытые настежь,
               К разуму, к воле, к истокам души.
               Так засияло в белом кипенье,
               Что не разумной рукой сожжено.
               Вновь повторится воскресное пение:
               Чьё – то сегодня дитя крещено.

                                             В.А.Бокатая

Комментарии