Кузьмичи в истории нашего края

Опубликовано 21 авг 2013 в 21:25
2383 просмотра
66 голосов

А.Исаченков , с. Кузьмичи

Археологическими раскопками установлено, что люди на территории нашего района появились около 10 тысяч лет тому назад. Это были охотники, которые жили родами. В поисках пищи они передвигались с места на место, охотясь на лосей, оленей, кабанов, медведей и других животных, занимаясь рыбной ловлей и собирая съедобные растения.

Орудия труда первобытные люди изготовляли из камня. Каменные изделия найдены на территории деревень Кружиловка, Поповка, Мацилевка, Бобрывец. Находки относятся к позднему периоду каменного века. Для защиты от нападения соседей (а такое нередко случалось) стали создаваться поселения – городища. Они, как правило, располагались на возвышенных местах, обносились глубоким рвом и валом из земли.

Памятники истории, как и люди, имеют свои судьбы. Если Гнездовские курганы под Смоленском – настоящая Мекка для археологов, то более древние курганы в селе Кузьмичи почти никому не известны. Второе тысячелетие молчат уникальные захоронения…

Кузьмичские курганы растянулись по высокому берегу удивительно живописной реки Беседь более чем на два километра. Время словно бы придавило насыпи к земле.

В высоту курганы не более полутора-двух метров, зато в окружности – до 10 – 15 метров. До войны насчитывалось до 150 курганов. До наших дней сохранилось 50. Исследовались курганные группы только однажды – в 1919 году профессором-археологом С.М. Соколовским. Археологи нашли предметы быта, височные кольца, каменные орудия труда, относящиеся к дохристианскому периоду. Все, что сегодня известно о курганах, - это капля в море! Древние памятники пока цепко хранят свои тайны. За последние десятилетия исчезло более двух третей курганов. Они сносились бульдозерами при разработке полей, грабились кладоискателями и просто пьяными мужиками. На счастье, древние захоронения не укрывают золотых изделий. Только это и спасло памятники истории от полного уничтожения.

Изучение курганов указывает на то, что в этих местах находились древние поселения. Некоторые из них были довольно крупными. В 988-989 годах при киевском князе Владимире происходит Крещение Руси. На смену языческой религии приходит Христианство. В окрестностях села Кузьмичи и близлежащих деревень старожилы указывали на находки каменных идолов. Новая религия трудно укоренялась – люди привыкли поклоняться старым богам!

Известно из курса истории, что Смоленское княжество достигло особого расцвета при князе Владимире Мономахе и его внуке князе Ростиславе, правившем княжеством с 1127 по 1159 год. В этот период возник город Рославль, игравший важную роль и в жизни населения ершичского края. Между смоленскими и черниговскими князьями велась долгая борьба за право владения землями северного Посожья. Реки играли в жизни наших предков огромную роль. Древние племена селились на берегах рек, озер. Реки случили и источником воды, пищи, и путями передвижения, помогали в ведении сельского хозяйства. Летописцы 8-10 веков упоминают реки Сож, Остер, Ипуть, Беседь и их многочисленные притоки. Вот древний летописец пишет: «Путь проходил вверх по Ипути, а оттуда волоком в левый приток Беседи, от деревни Бродок, а дальше беспрепятственно проехать к среднему Востру и далее во Мстиславль».

В период расцвета Смоленского княжества в наших местах заметно оживляются земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, развиваются ремесла. Торговые пути из Чернигова в Смоленск проходили через Кузьмичи (это название появилось в 19 веке). Но торговые возможности крестьян были очень ограничены из-за их малоземелья и обирания помещиками. Крестьяне сеяли рожь, овес, ячмень, лен, коноплю. Урожаи были крайне низкие. В одном документе говорится: «Крестьяне едят траву и гнилую солому и оттого лежат больны». Зачастую, спасаясь от голода, люди покидали родные места в поисках лучшей доли.

Земли в округе и крестьяне принадлежали рославльским помещикам Вешняковым и Челищевым. Многие помещики доводили крепостных до полного разорения, оставляя их без хлеба. Крестьяне имели малые наделы земли, да и те были неплодородны. Орудия труда на юге Смоленщины были примитивны: соха, ступа с пестиком для обмолачивания льна, деревянные вальки, которыми и белье на речке били, и разбивали коробочки льна и конопли. Трепалом волокна льна освобождали от костры и грубых частиц.

Развивались ремесла, которые приносили крестьянам хоть какие-то доходы: производство саней, телег, рогожий промысел, бондарный, производство дегтя.
Применение глины для бытовых нужд было известно на Смоленщине с глубокой древности. В раскопках селищ встречаются посуда, игрушки-погремушки, рыболовные грузила.

Обжигательные печи были разных форм. У нас существовал самый древний их тип – в виде ямы с односторонней насыпью и круглым отверстием. Гончарным производством занимались семьями – это дело не одних рук. Посуда делалась в основном без лепнины и других украшений. Глиняные горшки, сдвоенные и строенные, брались на покос и жатву. В них несли в поле кашу, молоко, квас. «Глечики» использовались для хранения вина и других спиртных напитков. При всей простоте местных глиняных сосудов в них присутствует изящество, даже утонченность; объем ярко выражен и подчеркнут. А горлачи с высокой вытянутой шейкой и почти круглым туловом напоминают античные сосуды…

В 18-19 веках Рославльский уезд, куда входило и село Кузьмичи, был одним из самых больших в губернии. В нем насчитывалось 90 населенных пунктов, имевших свыше 25 дворов, с 400 и более жителями в каждом. На один крестьянский двор приходилось в среднем 9,71 души. Статус села определялся не его размерами, а наличием в нем храма.
В селе Кузьмичи работал сахарный завод. К концу 1859 года число заводов в уезде возросло до 40. Наличие такого количества предприятий, производивших водку и спирт, способствовало спаиванию крестьян, выколачиванию у них последних грошей. Крестьяне на своих сходах приняли решение отказаться от употребления спиртного. Были закрыты три сахарных завода помещицы Челищевой в селах Кузьмичи, Мальцево и Епишево.

В уезде было 69 церквей, в том числе 23 каменных, 1 монастырь. В селе Кузьмичи построили каменную церковь в честь Вознесения Господня. Село было центром большого прихода. Дважды в год проводились большие ярмарки. Жители села продавали конопляное масло, пеньку, мед, воск, бочки, хомуты, колеса для телег и экипажей.

Кузьмичи – самое крупное поселение уезда, состояло из 4-х участков: Слобода, Кружиловка, План, Буяковка. Насчитывалось 93 двора, 943 жителя. В 1815 году было открыто училище для крестьянских детей. Это было значительное событие и для села, и для всего уезда.

А. Исаченков, с. Кузьмичи

Комментарии