Сценарий вечера отдыха: «Чай пить – приятно жить»

Опубликовано 28 фев 2011 в 11:13
26145 просмотров
66 голосов

Авторы: Гончарова Е. Ф., Язикова Т. П.

В.1. Добрый вечер уважаемые гости! Вот уже пять лет мы традиционно собираемся в нашем женском клубе. Здесь мы обсуждаем разные темы и проблемы, которые касаются нашего женского здоровья и красоты. Это всегда по – разному, но всегда об одном о нашем женском. Не исключение и наше сегодняшнее мероприятие… ( представляем стилистов из Москвы)

В.2. Итак, чему бы не было посвящено каждое наше мероприятие , но ни одно из них не обходилось без этого прекрасного напитка………

В.1. И как вы думаете, о каком напитке сейчас пойдет речь?

Правильно - чай!

В.2. В Средней Азии говорят: «Чай – это долгий разговор добрых людей».У азербайджанцев за чаем идет «ширин сохбет», что переводится как «сладкий разговор» - беседа в усладу сердца и ума.

В.1. Чай – это не просто напиток для утоления жажды. Это – «аптека в стакане». Долог был путь чая к нашему столу - от азиатского куста -дикороса до прекрасно ухоженной культуры, подарившей излюбленный терпкий напиток многим миллионам людей на разных континентах.

В.2. Начнем рассказ наш по порядку, с самого начала…

В.1. В 1638 году московских посланников Василия Старкова и Василия Неверова, отправленных с богатыми дарами к западно – монгольскому Алтын – хану, с почестями приняли на озере Упса. Во время обеда гостей поили неведомым им горьким зеленым отваром. Послы с великой неохотой глотали мутную пахучую жидкость. Старков впоследствии вспоминал: « Я не знаю, листья ли то какого дерева или травы: варят их в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют, называя это чаем».

В.2. Провожая важных гостей, хан не скупился на подарки. Среди бесценных даров – связки из двухсот шкурок соболей, драгоценных камней, бобровых и барсовых шкур, куска атласа, шитого золотом и серебром – были и две сотни пакетов «бахча». «Чай для заварки» - так разъясняли толмачи надпись на небольших пакетах, наполненных чем – то мягким и упругим. Тёзкам предстоял путь через всю Сибирь. Прикинув в уме общий вес странного подношения, они ахнули: четыре пуда груза!

В.1. А зачем, спрашивается, им эти сушёные листья, этот, отвар от которого их недавно мутило?

В.2. Но как ни отказывались, как ни упрашивали приближенных хана заменить гору ненужных свертков на лишнюю сотню соболиных шкурок, провожающие были непреклонны: берите, мол, потом не пожалеете.

В.1. С тем грузом – довеском и возвратилось посольство в златоглавую Москву, ко двору деда Петра Великого, и бросилось в ноги Михаилу Федоровичу: стыдно признаться , дескать, царь – батюшка, - траву вот тебе привезли. Из такой- то дали! Да уж шибко хвалил ее монгольский правитель. Лекарство говорит.

В.2. Случай испробовать диковинное зелье не заставил себя ждать. Занемог кто – то из придворных. Отварили ему тех листьев, дали испить. Вроде бы полегчало. И порешили: коли так, пусть лежит в амбаре, может, когда еще понадобиться. Так и пользовались время от времени, как хворь одолевала. Мало – помалу привыкли бояре к этому напитку. Он даже понравился. А тут как раз объявился боярский сын Федор Байков. В 1654 году его послали в Китай, и теперь, по возвращении, он всем с восторгом рассказывал, что китайцы подносили ему такой же «чай» , варенным с молоком и коровьим маслом. И повелел двор снарядить за «сушеными листьями» специального посла. Так в январе 1965 года напиток испробовал царь Александр Михайлович. А спустя десять лет для переговоров с богдыханом отправилось официальное посольство во главе с Николаем Спафарием. Проведя в Китае три года , ученый грек вернулся в Москву с восемью лукошками чая и засел за большое сочинение, в котором описал и само растение, и способ его приготовления.

В.1. С той поры и начали у нас на Руси «гонять чаи» . С блюдечка да с сахаром – вприкуску или внакладку, на худой конец - вприглядку, но непременно – до седьмого пота!

Звучит песня – частушка «А я чайничала» в исполнении музыкального коллектива:
Демченкова В.Н.
Баранцева С.И.
Батюкова А.С.
Аккомпанирует Николай Дёмкин



В.2. А давайте попытаемся вместе вспомнить , что мы знаем о чае.

Конкурс: Ласточкина И.Н.

ВНОСИМ САМОВАР…

               В.1. Горячий чай – нет лучше наслажденья!
               Да здравствует пыхтящий самовар!
               Как вкусен чай с малиновым вареньем…
               Нет, чай поистине божественнейший дар!


               В.2. Гости в сборе, честь по чести,
               Самовар стоит на месте,
               Чашки яркие при нем –
               Чаепитие начнем!


               В.1. С медом, пряником , с блинами
               Любим чай мы распивать.
               Не от водки, а от чая
               Будем песни распевать!


               В.2. У нас сегодня праздник,
               И в чашках горячий чай,
               А к чаю найдутся печенье –
               Ешь, пей и смотри не скучай!


Звучит песня: Нечаева С. А.

ЧАЕПИТИЕ…

В.1. Русское чаепитие, наряду с некоторыми другими русскими явлениями и предметами, давно уже стало визитной карточкой нашей страны - но визитной карточкой несколько странной. Потому что не очень понятно ,что на ней написано.

В.2. С одной стороны, описать атрибуты русского чаепития( самовар, блины, варенье, сахар вприкуску, лимон, стакан в подстаканниках) могут очень многие люди. Но при этом очень немногие пьют чай в соответствии с этим описанием. Я даже возьму на себя смелость заявить, что людей, пьющих чай в соответствии с распространенными представлениями о русском чаепитии, пренебрежимо мало. Хотя бы потому, что почти никто в наши дни не пользуется самоваром.

В.1. То есть получается странная штука. Традиция вроде как есть – но традиция мертвая, которой никто не пользуется, которую никто не сохраняет и никто не развивает. Мы, конечно, её оживить не возьмемся, однако постараемся сформировать некоторые черты чаепития, которые можно классифицировать как специфические русские.

В.2. Итак. Для русского чаепития понадобится фарфоровый чайный сервиз. Классическим русским чайным сервизом считается «кобальтовая сетка» Ломоносовского фарфорового завода.

Вопреки распространенному мнению , не очень хороши для русского чаепития стаканы – даже в самых роскошных подстаканниках. Во- первых, они просто неудобны. А во- вторых, в приличных русских домах от стаканов стали отказываться ещё в екатерининские времена. Стаканы остались основной чайной посудой в небогатом или неустроенном (например, холостяцком) быту – люди, понимавшие толк и в жизни, и в чаепитии, старались обзавестись посудой фарфоровой.

В.1. Специфической чертой русского чаепития является привычное нам всем разбавление заварки кипятком непосредственно в чашке. В других основных чайных традициях (китайской, японской и английской) чай чаще всего не «разводят», а наливают сразу из чайника и пьют. В России же его разводят почти всегда – именно поэтому, кроме стандартной чайной посуды , в русском чаепитии принимает участие сосуд для кипятка. Раньше с такой функцией прекрасно справлялся самовар .

Следующей важной составляющей русского чаепития является лимон. И лимон на русском чайном столе должен быть обязательно – даже если никто им не воспользуется.

В.2. И вот когда с вами за одним столом окажется столетний самовар, фарфоровый чайный сервиз, тарелка со стопкой блинов, один большой пирог и пара- тройка маленьких, несколько видов варенья, мед, сгущенка, ломтики лимона и сахар (для любителей), вы поймете, что такое настоящее русское счастье!!!

Где есть чай – там под елью рай
Чай пьешь – до ста лет проживешь
За чаем – не скучаем

Комментарии