Земляк из деревни Рудня

Опубликовано 1 мар 2011 в 17:05
2187 просмотров
11 голос

О Ф. С. Шурпине из книги А.Стукалова "Край мой Смоленский"

Потемневшие от времени избы небольшой деревеньки Рудня, деревянный расшатанный мост через поросшую камышом и тростником реку Ипуть, кладбище со старыми березами, на одной из которых чернеет гнездо аиста. А на взгорке, прямо напротив моста, большой бревенчатый дом с широкими окнами.

Поднимаешься к дому, оглядываешься, и тебе открывается прекрасный вид на пойму реки Ипуть, на заводи с белыми лилиями и темнеющий грядой недалекий лес.

Здесь, в этом живописном месте, жил и творил мой земляк — художник Федор Саввич Шурпин.

Познакомились мы с ним где-то в середине шестидесятых годов, когда открывалась его персональная выставка в поселке Шумячи. Тогда он и предложил мне посетить его в родной деревеньке Рудня.

Сейчас, много лет спустя после смерти художника, я очень сожалею, что не записал наши беседы. Говорили мы о многом, но до сего времени помню, что, когда я спросил его, как создавалась нашумевшая в свое время картина «Утро нашей Родины», посвященная Сталину, он ответил:

— Время рассудит. Каждая эпоха рождает свои идеалы,— и перевел разговор, показав полотно, укрепленное на большом мольберте.— Вот тема об эпохе, которая никогда не умрет.

Картина была еще не завершена. Масса людей, в каком-то порыве устремленных вперед, а под развевающимся знаменем молодой человек, как бы зовущий всех за собой. Лица еще не

выписаны, но общий порыв «вперед» уже чувствуется.

— «Марсельеза»,— говорит Федор Саввич.— Все никак не могу закончить, а тема увлекла...

Я по шумячской выставке знал, что у художника Шурпина много замечательных картин: «Материнство», «Хлеб», «1919 год», «Возрождение», «Мать», «Зарастающий дот», «На Оке», «Память народная» и многие другие. Многие полотна художника находятся в картинных галереях страны. И вот историческая тема «Марсельеза» рождается в глубине Смоленщины, на берегах красивой речки Ипуть...

Мы стоим на взгорке у дома. Закат окрасил небосклон в розово-оранжевые тона, пылающий краешек солнечного диска медленно опускается за верхушки деревьев. Федор Саввич рукой повел в сторону видневшегося в надвигающихся сумерках кладбища:

— Узнаете? Вот отсюда, где мы стоим, я писал свою «Память народную»...

Я припомнил эту большую по размеру картину, повешенную в зале Шумячской картинной галереи: деревенское кладбище, голые ветви еще не распустившихся старых берез с грачиными гнездами и, как фон весеннее половодье на реке Ипуть. Женщины в разных позах у бугорков, крестов и обелисков. Скорбно склоненные головы, поминальная снедь на покрытых скатертями и полотенцами могилках. А на переднем плане еще одна молодая женщина с печальным лицом и ребенком на руках. «Память народная» — так называлась картина, «Радуница» - так назвали ее земляки художника.
Фёдор Саввич Шурпин на этюдах
Картина "В семье"