ЗДЕСЬ ВЕРНЫ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ

Опубликовано 26 мар 2015 в 10:29
1818 просмотров
33 голоса

Т. Матушова

Нам давно хотелось побывать на мастер-классе настоящего гончара. Увидеть своими глазами гончарный круг и весь процесс работы.

Еще в прошлом году обзвонили все ближайшие районы области – нигде не оказалось мастеров гончарного дела. А осенью, побывав на Дне города в Хотимске, нам посчастливилось познакомиться с работами Н.С. Роговской на выставке декоративно – прикладного творчества и самим автором. На выставке были представлены не только гончарные изделия( их можно было купить, что мы и сделали). Но и работы других мастериц. Оказалось, что они трудятся в Хотимском Доме ремесел. Мы познакомились, разговорились и были приглашены посетить Дом ремесел. Правда, в тот сентябрьский день было слишком много других событий, в том числе и экскурсия в только что открывшейся после ремонта Хотимский краеведческий музей. Посещение Дома ремесел пришлось отложить.

И вот прошло полгода. Как только появилась возможность, мы отправились в Хотимск с единственной целью – побывать в гостях у прекрасных мастериц, которые своими руками творят настоящие чудеса, а главное - бережно хранят народные традиции, не дают угаснуть народным промыслам.
Встретили нас душевно, и мы провели в Доме ремесел целый день, незабываемый день. Многое узнали, кое-чему научились, пообщались с интересными людьми, чья жизнь до краев наполнена творчеством.

Сначала мы «попали в добрые руки» Нины Семеновны Роговской, и она дала нам мастер-класс в гончарной мастерской, о чем мы давно мечтали. Нина Семеновна – Народный мастер республики Беларусь, настоящий художник. Ее стиль узнаем, ее работы выполнены в народных традициях и в то же время уникальны – Нина Семеновна использует ангобную роспись, которая может быть и цветной , но чаще всего белая.

-Эта роспись – мой конек,- делилась мастерица. - Она –нежная, трепетная, а источник вдохновения- наша природа. Элементы росписи просты: капельки, волны, листочки, цветы. Эти элементы встречаются и в вышивке, и в резьбе по дереву, они очень гармоничны…
Центр мастерской гончара- гончарный круг. Он электрический, а в старину мастер энергично «работал» ногой, чтобы круг вертелся не останавливаясь, поэтому у опытного гончара одна ступня всегда была больше другой.

Вода, глина, инструменты – все под рукой. Глину мастер использует уже обработанную, очищенную, со специальными добавками. Ее покупают на одном из белорусских предприятий.
Гордость Нины Семеновны – муфельная печь. В ней производят один обжиг – утильный( при температуре 750 градусов) Второй обжиг не делают – он требует глазуровки и 980 градусов, это уже другая технология.

Свежая глина имеет темный цвет, обожженные изделия – светло- коричневый. В них можно хранить чайную заварку, сухие травы , а можно просто любоваться – они очень декоративны.
- С каждым изделием много возни,- рассказывает Нина Семеновна .- Приходится его нянчить. Важно положение пальцев… Если есть какие – то дефекты , их выявляет сушка, еще до обжига. В процессе сушки глина дает усадку, это тоже надо учитывать.

Нина Семеновна закончила единственную в стране художественную школу -интернат в Минске – ее родители проявили смелость, отдав маленькую девочку из сельской глубинки в большой город учиться. Потом были учеба в Академии художеств в Минске, работа на заводе художественной керамики. Но на заводе изделие формует машина, такие изделия называют «штамповкой», особой художественной ценности они не представляют – расходятся по торговым точкам десятками, сотнями. В гончарном же деле двух одинаковых изделий нет, каждое уникально. В каждую работу мастер вкладывает свою душу и тепло рук.

- Очень интересно работать с глиняным пластом,- продолжает Нина Семеновна. –Здесь не требуется гончарный круг. Занимаемся и лепкой, анималистической пластикой. Вот, например, черепашки, каждая уникальна, расписана по-своему. Черепаха- символ мудрости и упорства в достижении цели.
Директор Дома ремесел Л.П.Красникова специализируется на изготовлении панно и всевозможных поделок из соломки. Людмила Петровна рассказала нам о некоторых тонкостях этого непростого мастерства. Ее работы прекрасны, одна лучше другой , каждая из них – настоящее чудо. Сюжеты просты: цветы, травы, птицы, бытовые сценки…
… Потом мы переходим в мастерскую по изготовлению текстильных кукол. Здесь трудиться мастер Т.Н.Наумова. На полках стоит множество кукол - больших и совсем крошечных. Они такие яркие, добрые – сразу поднимается настроение!

Татьяна Никитична знакомит нас со своим « царством кукол»: вот кукла – зерновушка для привлечения богатства в дом; кукла- кубышка, в кубышке - пряные травы, аромат необыкновенный! Куклы-неразлучники символизируют крепкую семью, кукла со множеством рук- помощница хозяйки. У каждой куклы - свое предназначение, ее хранили в доме на счастье или дарили путнику в дальнюю дорогу, чтобы путешествие или поездка прошли благополучно.
В изделиях используются только натуральные ткани - лен, хлопок. Татьяна Никитична показала нам, как сделать самую простую куклу.

Вообще, такие куклы - это обереги на все случаи жизни: от болезней, неурожая, невзгод, напастей. Наши предки (а у нас общие предки) жили трудно, зависели от внешних обстоятельств и верили, что обереги обязательно помогут. А разве мы, современные люди, приобретая такую куклу, в это не верим - в глубине души?

...Особая атмосфера праздника, порядка царит в мастерской ткачества, хозяйка которой - Татьяна Ивановна Ковалева. Кажется, она умеет все: вязать крючком и на спицах, шить, вышивать, ткать льняное полотно... В мастерской стоят прялка и два действующих ткацких стана, и мастерица показала нам стан в работе. Это нелегкий труд - ткать полотно. Нужны внимание, усидчивость, терпение. Отвлечешься, собьешься - рисунок не получится ровным, орнамент -красивым.
Татьяна Ивановна в прошлом – учитель химии. После выхода на пенсию пришла работать в Дом ремесел. Что-то умела с детства, научилась у матери, а чему-то пришлось учиться "с нуля"...О традиционных рушниках Татьяна Ивановна может рассказывать бесконечно. Их множество, и у каждого - свое назначение: крестильные, венчальные, рушники - утиральные, набожники... На старинной свадьбе использовалось до 70-ти рушников! Вышивальщицы брали два цвета - красный и черный. Первый - цвет радости, цветения, второй- цвет матери-земли. Элементы орнамента тоже символичны: в него " вплеталась" история семьи...

Сегодня , сказала Татьяна Ивановна, возрождается интерес к народному костюму, тканым изделиям. На выставках - продажах рушники в народном стиле не залеживаются, хоть и стоят они недешево. Пользуются спросом и традиционные белорусские пояса из яркой шерстяной пряжи. Плести их - целое искусство, мастерица охотно показала нам, как это делается. Используются"бердышко", дощечка и цветные нитки. Ни один пояс не похож на другой - вот где полет фантазии!
Татьяна Ивановна рассказала нам о некоторых элементах традиционной белорусской свадьбы, зачитала смешные, но полные глубокого смысла пожелания молодым по книге Оксаны Котович и Янки Крук "Белорусская свадьба". У авторов книги Т.И.Ковалева многому научилась на семинаре, который проходил в Минске. В Доме ремесел есть магазин - салон, где можно приобрести изделия декоративно - прикладного творчества, в том числе дубовые бочки Александра Мешкова, плетеную мебель В.И.Мешкова. Работники Дома ремесел предложили нам изделия своих рук для выставки в Ершичах. Выставка работает в Ершичской библиотеке - приходите сами, приводите детей, никто не останется равнодушным.

У всех мастериц – множество дипломов и грамот за призовые места в различных конкурсах и выставках. Л.П.Красникова, Т.И.Ковалева и Н.С.Роговская являются членами Союза мастеров республики Беларусь.

...Мы оставили восторженную запись в Книге отзывов. Радует, что наши связи с соседней(братской!) республикой расширяются. А впереди еще много новых интересных встреч.